Постоянных пользователей: 8409
Девочек: 4301
Мальчиков: 4108
Новых за сутки: 17
» » Игры для развития речи
24-05-2011, 09:09

Игры для развития речи

Четкость и внятность речи зависят от развития мышц языка, состояния носоглотки, зубов, челюсти. Чтобы речь ребенка была правильной необходимо следить за состоянием прикуса, здоровьем зубов и до конца пролечивать все заболевания. В образовании слов наиболее активно задействован язык. Правильность произношения большинства звуков русского языка зависит от положения языка и от того, какую форму он принимает. А наилучшее звучание голоса зависит от правильного речевого дыхания. Своеобразный вдох и последующий выдох создают условия для свободного скольжения голоса, для плавного звучания речи, для перехода от тихой речи к более громкой и наоборот.
Еще одним не менее важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, то есть умение отличать речевые звуки от других. Что дает возможность отличать близкие по звучанию слова.
Мы предлагаем Вам игры для развития речи, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, четкое и благозвучное произношение, развить речевое дыхание и фонематический слух. Играя с ребенком в игры для развития речи. Следует правильно произносить звуки в словах, а также обращать внимание малыша на правильное произношение.

 

 

Игры развивающие речь ребенка


ЖИРАФ И МЫШОНОК

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох («У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш («...У мышонка - маленький»).
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЕЖИНКИ (Возраст - 4 года)

Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ход игры
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.
Ход игры
«Мостик»-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ (Возраст - 4 года)

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.
Материал: шнур, стулья.
Ход игры
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга - «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует:
По тропинке, по дорожке
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква,
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква.
Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.
В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).

ЗВУКИ ПО КРУГУ

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
Ход игры
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н - начало слова, с - середина слова, к - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ

Цель: развитие фонематического слуха - научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н - начало слова, с - середина, к - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ход игры
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК


Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

ВОДИЧКА

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

КАПИТАНЫ

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

СОСТРОЙ РОЖИЦУ

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей, языка и околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде.
Ход игры
Ребенок стоит напротив ведущего и по команде выполняет задания: выдвинуть нижнюю челюсть вперед; переместить назад, в сторону; поднять язык вверх, выдвинуть язык, надуть щеки. Выигрывает тот, кто выполнил все команды, не перепутав их.

ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зу бов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры
Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

ЧАСИКИ

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры
Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».
Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее».
Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания
Ход игры
Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».
Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:
а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;
б) со сменой темпа (быстро - медленно);
в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

Если Вам понравилось, поделитесь со своими друзьями в соц. сетях
010 510
Похожие публикации

Детский портал kinder-online.ru
© 2008-2016 Детский сайт kinder-online.ru
Все права защищены.Написать нам


Пользователи сайта: Россия, СНГ.